Регистрация доменов; киберсквоттинг

11.08.2009 Выкл. Автор

Всем привет!

Мы с вами уже говорили о том, что такое домены — интернетовские адреса сайтов и сервисов. Теперь поговорим о том, как эти доменные имена регистрируются и что такое киберсквоттинг.

Когда вы заводите свою страничку в Интернете и размещаете ее на сервере бесплатного хостера, он предлагает вам дать имя этой страничке примерно следующего вида: название_странички.имя_хостера.ru. Это так называемый домен третьего уровня: первый уровень — зона ru, второй уровень — имя_хостера, третий уровень — непосредственно название вашей странички. Например, pupkin.narod.ru. Домены третьего уровня регистрируются непосредственно у провайдера, и за это, как правило, денег не берут.

Однако домен третьего уровня, во-первых, длиннее домена второго уровня и, соответственно, сложнее для запоминания, а во-вторых, жестко привязан к хостеру: если вы вдруг решите перейти к другому хостеру, домен третьего уровня перенести будет невозможно и это создаст большие проблемы, если какие-то посетители привыкли к старому адресу.

Поэтому намного более правильный вариант — собственный домен второго уровня, например pupkin.ru. Но его получить несколько сложнее, а кроме того, это уже будет небесплатно.

Домены второго уровня регистрируются в специальных организациях-регистраторах. Причем у некоторых доменов первого уровня (зон) регистраторы свои. Например, домены в зоне RU можно зарегистрировать в организациях "Мастерхост" (http://www.masterhost.ru/), RU-CENTER (http://www.nic.ru/) и так далее. Там же регистрируются домены в зонах SU, ORG, BIZ, INFO и прочих. Стоимость первичной регистрации домена в зоне RU — примерно 500
рублей, продление регистрации на следующий год — примерно 400 рублей. У некоторых регистраторов, которые являются реселлерами, можно зарегистрировать домены дешевле, как, например, на http://priwap.ru.
Имейте в виду, что домен регистрируется на ваши паспортные данные, — это делается для того, чтобы вас, как владельца доменного имени, всегда можно было идентифицировать. Также раньше перед регистрацией первого домена требовалось заключать письменный договор с регистратором,
но с июня 2006 года это было отменено.

Имя домена должно отвечать следующим требованиям: оно должно начинаться и заканчиваться буквой латинского алфавита или цифрой; промежуточными символами в доменном имени могут быть буквы латинского алфавита, цифры или дефис.

Каждый год регистрацию нужно продлевать, и если вы это не сделаете в установленный срок, тогда этот домен может достаться другому. В случае если вы опоздали вовремя оплатить домен, регистратор дает вам еще один месяц, чтобы вы имели возможность продлить регистрацию. После этого, если оплата так и не поступила, домен освобождается и его может зарегистрировать на себя любой желающий. Пожизненной регистрации доменов не существует, и это все выглядит как аренда: вы платите за регистрацию некоего имени под домен,
а потом каждый год продлеваете аренду этого имени.

Как правило, большинство хостеров/провайдеров для своих клиентов выступают посредниками между клиентами и регистраторами. То есть вы своему провайдеру говорите о том, какие домены в каких зонах хотите зарегистрировать, он для вас производит регистрацию и снимает деньги с вашего аккаунта. Здесь только нужно сначала четко выяснить вопрос, на кого будет произведена регистрация, потому что некоторые провайдеры  ваши домены подло регистрируют на себя. Этого нельзя допускать ни в коем случае, потому что
потом будет невозможно эти домены забрать.

Права на домен принадлежат тому человеку (организации), на чьи данные он зарегистрирован. Только этот человек (организация) может использовать данное доменное имя так, как ему заблагорассудится. Поэтому следует очень внимательно относиться к тому, на кого будет регистрироваться домен, например, организации: была масса случаев, когда человек, на которого был зарегистрирован домен фирмы, увольнялся или его увольняли, фирма при этом домен теряла (человек делал так, что по доменному имени фирмы откликался другой
сайт) и ничего с этим не могла сделать. Так что если домен регистрируется для некоей организации, лучше всего в качестве владельца домена выставлять саму организацию, а не частное лицо.

Что делать, если домен для вас и на вас регистрировал некий хостер, а вы решили перейти к другому хостеру? Если у вас есть собственный вход к регистратору, где вы можете изменить данные для своего домена, — тогда вообще никаких проблем нет. Если такого входа нет (такое часто бывает, потому что соответствующие данные DNS изменяет сам хостер) и хостер вам его не дает — тоже нет проблем: приезжаете с паспортом к регистратору, и там вы получите все необходимые данные для восстановления полного контроля над
вашим доменом.

Сколько доменов может зарегистрировать на себя один человек? Да сколько угодно, это количество никак не ограничивается — знай себе деньги плати: за регистрацию и за ежегодное продление зарегистрированных доменов. В результате с конца девяностых годов прошлого столетия появился новый бизнес, который называется киберсквоттинг. Киберсквоттеры регистрируют на себя домены (сотни и тысячи), которые лично им не нужны, а предназначены для продажи. Речь при этом идет о простых, недлинных и легко запоминаемых доменных
именах (например, vodka.ru, notebook.ru, adresa.ru и так далее), которые, по мнению киберсквоттеров, могут настолько заинтересовать различные фирмы, что они за перекупку домена заплатят солидные деньги.

Первоначально этот бизнес считался неэтичным и неприличным и киберсквоттеров интернетовская общественность гневно осуждала. (При этом, замечу, определенная часть этой общественности сама на себя регистрировала всякие "сладкие" имена — именно с целью последующей перепродажи.) Через некоторое время общественность поняла, что раз такой бизнес все равно существует, значит, его надо не осуждать, а возглавить — в результате в 2004 году на сайте одного из главных регистраторов доменов РосНИИРОСа был
открыт аукцион доменов http://auction.nic.ru/, который преспокойно себе работает до сих пор. Цены на домены там самые разные. Есть большое количество предложений по цене менее 100 долларов — всякие невнятные sabor.ru, endos.ru и так далее, — но также представлен целый пласт доменов, за которые хотят тысячи, десятки и даже сотни тысяч долларов. Впрочем, больше ста тысяч — это уже экзотика, а вот доменов, за которые хотят от 10 до 50 тысяч долларов, — немало. Всякие oda.ru,
3akon.ru, newsrus.ru и так далее.

Однако следует иметь в виду, что частное лицо не может зарегистрировать на себя домен, например sony.ru, с целью перепродажи корпорации Sony. Точнее, зарегистрировать-то на себя сможет (если домен свободен), тут ограничений нет, однако если домен потребуется корпорации Sony, она с легкостью сможет его получить обратно по суду — прецеденты были неоднократно. Но домены, названия которых как-то коррелируют с общеупотребимыми словами, а не торговыми марками, — vodka, balalaika, zdorovie, medical и так далее,
— любой может зарегистрировать на себя, и ни одна фирма, даже торгующая этими товарами/услугами, с этим ничего сделать не сможет, и ей, при наличии заинтересованности, такой домен придется выкупать у того, кто подсуетился первым. И вот тут цена вопроса может быть достаточно высока — даже в России известны случаи реальной перепродажи доменов за десятки и сотни тысяч, а в мире домены иногда перепродавались за миллионы.

Как проверить, на кого зарегистрирован тот или иной домен? Я уже писал в первой рассылке адреса: наш сервис http://priwap.ru/domen.php или же сайт http://who.is
вводите название домена, после чего получаете соответствующую регистрационную информацию или сообщение о том, что домен свободен.